Целая жизнь в одном смартфоне
Они нас будят, считают калории, помогают оплачивать счета и делать покупки, да и в целом ощутимо облегчают жизнь. Мобильные приложения — то, без чего большинство людей на планете не представляет настоящего и будущего.
Еще не так давно виртуальные помощники и развлечение «в кармане», как в целом и смартфон, казались чем-то фантастическим.
В 1998 году появился WAP (Wireless Application Protocol), который смог сделать мобильный аппарат не просто средством связи, а и внедрить в него интернет. Так реальностью стали браузеры, которые позволяли получать нужные данные прямо на устройство.
Первопроходцем на этом поле стал Nokia 7110 1999 года выпуска.
Тогда начали появляться и первые компании, которые занимались разработкой продуктов для мобильных телефонов. Сначала они давали возможностьчитать новости и пользоваться почтой.
«А, например, пассажиры компании Finnair уже в 1999 году могли получить сведения о рейсах и бронировать билеты».
Ключевой этап развития мобильных приложений того времени – создание операционной системы Symbian – совместной работы Psion, Ericsson, Motorola и Nokia. За первые 10 лет существования на этой системе работало более 250 (!) миллионов устройств, в т.ч. Samsung и LG.
Но, несмотря на популярность, для разработчиков Symbian не была идеальным решением. Язык программирования С+ был слишком сложным для изучения, нужно было постоянно покупать сертификаты безопасности для подписи приложений, функциональность разработок была значительно ограничена. Да и саму ОС обновляли приблизительно 1 раз в 3 года.
Новый виток в сфере разработок мобильных приложений начался выходом на рынок настоящих сенсаций — первого iPhone на iOS (2007 год) и мобильной системы Android (также 2007 год).
Сегодня в магазинах этих приложений в среднем каждый месяц выходит более 130 000 приложений! В Apple App Store — более 30 тысяч, в Google Play — более 100 тысяч.
Это значит, что спрос на мобильные приложения стабильно растет— как среди владельцев бизнеса, так и среди обычных пользователей.
Как разрабатывают приложения?
Создание мобильного приложения от задумки до реализации обычно разбивают на следующие этапы. Они тесно между собой взаимосвязаны: пропуск одного шага приводит к ошибкам и нежелательному конечному результату.
- Аналитика (исследование идеи).
Перед началом основных работ специалисты выясняют, какие задачи будущее приложение должно решать. А после начинают тщательно изучать рынок. То есть анализировать уже имеющиеся в этом сегменте сервисы конкурентов, их популярность и отзывы пользователей
На этом же этапе важно как можно больше узнать о целевой аудитории приложения. В будущем это важно в т.ч. и для функционала сервиса. Например, для возрастных пользователей интерфейс должен быть максимально простым.
«Выбор платформы также имеет значение. Если ваш клиент — молодежь, эффективнее будет разработка приложений для Android. Аудитория с высоким достатком отдает предпочтение устройствам дорогого сегмента. Для них актуальны приложения для iOS».
- Техническое задание
Без него никуда! Чтобы разложить все задачи и цели «по полочкам» ТЗ необходимо. Часто его предоставляет сам заказчик. Но нередки и ситуации, когда составлением ТЗ занимаются разработчики: ведь разобраться в тонкостях программирования могут не все.
Обычно в ТЗ включают:
- описание функционала
- требования к интерфейсу
- описание дизайна
- User Story (пользовательские истории) — то, как пользователь ведет себя в приложении, какую задачу он перед собой ставит и как сервис ее решает. Например, в приложении магазина — это путь от авторизации до просмотра каталога и покупки.
- Customer Journey Map (карта путешествия пользователей) — наглядный путь разных типов пользователей в приложении —перемещение между экранами, клики на кнопки.
- требования к безопасности и др.
Единой формы ТЗ для создания приложений нет, поэтому каждая компания-разработчик подходит к процессу по-своему.
- Дизайн приложения
Если у заказчика уже есть готовый дизайн — команда работает с ним. Если нет — ведут разработку с нуля. Специалисты-дизайнеры отрисовывают нужные графические элементы: фон, экраны, кнопки, иконки.
А чтобы показать клиенту, как приложение будет выглядеть в разных ситуациях, создают статичные прототипы.
- Разработка
Самая масштабная и активная часть работы над продуктом. Разработка начинается, когда результаты всех предыдущих этапов готовы и утверждены.
Специалисты начинают писать код так, чтобы будущее приложение «вело» себя по запланированным алгоритмам. В коде прописывают также дизайн.
Когда часть продукта готова — ее тестируют и одновременно разрабатывают оставшиеся функции.
- Тестирование
В процессе разработки и особенно после её завершения, специалисты тщательно тестируют получившуюся версию. Находят недочеты и ошибки (баги), обязательно фиксируют их и устраняют. А затем снова приступают к тестированию, чтобы убедиться, что поправки не внесли ошибки в другие части приложения.
После этого этапа клиента получает максимально приглаженный, готовый к выходу на рынок продукт.
- Публикация (релиз)
Согласования, кропотливая работа, тесты позади. Время добавить приложение в один из выбранных магазинов — это Apple App Store и Google Play.
- Поддержка и развитие
Если в процессе пользования приложением будут обнаружены технические неисправности и ошибки, то возникнет необходимость в оперативной техподдержке и доработке. Обычно компании-разработчики заключают с заказчиками договор на сопровождение приложения на определенный срок.
Перспективы и… «странные» приложения
Статистика неумолима: с каждый годом время, проводимое людьми в телефонах, увеличивается. И более 80% этого времени приходится на активность в мобильных приложениях.
Это значит, что рынок мобильных приложений ждет активный и стабильный подъём. Все разнообразие направлений этих программ не перечислить. От полезных (например, медицинские приложения) и развлекательных (игры, кинотеатры) до и крайне важных, без которых ежедневное существование кажется неполноценным (мобильные банки, приложения сотовых операторов). Есть и откровенно необычные и даже странные приложения, которые популярны среди пользователей:
- Виртуальный дезинфектор рук. Все просто: на экране изображена бутылочка с жидкостью. Нажимаешь ее и получаешь порцию дезинфектора, естественно виртуального. Вот и вся суть приложения. Каждое нажатие программа фиксирует и ведет рейтинг (для чего – история умалчивает).Самый активный пользователь нажал на бутылочку уже более 40 тысяч раз.
- Hold the Button. Приложение для людей с неограниченным запасом свободного времени. Зажимаете кнопку на экране телефона и…все. Ждете, насколько у вас хватит терпения. Когда убираете палец, таймер останавливается. Рекорд удерживания кнопки – 86 часов!
- Nothing. Дословно «Ничто». Если предыдущее приложение хотя бы запускает таймер, то здесь при нажатии на иконку на экране появляется слово «Nothing». Оно не двигается, не мерцает, а просто висит на светлом фоне. Правда, разработчики все же спрятали в программе секрет: нужно лишь встряхнуть телефон.
- Knock on Wood. Для суеверных. Если вдруг нужно постучать по дереву, а рядом ничего подходящего нет, поможет это приложение. Можно выбрать любой сорт древесины.