МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ: ПУТЬ ОТ РУЧНОГО ТРУДА ДО… НЕБЕС.

35% стоимости мировой промышленной продукции. Столько приходится на машиностроение.

Это одна из самых трудоемких и наукоемких сфер деятельности человека. Кстати, в машиностроении трудятся более 80 млн. человек по всему миру. Ни одна другая сфера с таким показателем не сравнится. И вот еще несколько фактов о машиностроении:

  • самый сложный отраслевой состав - более 300 направлений, которые постоянно развиваются
  • самый большой спрос на продукцию
  • самый широкий ассортимент продукции

Одним словом - САМЫЙ! Все это про машиностроение.

Традиционно, последнее воскресенье сентября - праздник для тех, кто занят в машиностроительной отрасли.

Страну встречают по… машиностроению!

Именно так! Развитие машиностроения во многом определяет уровень развития государства. В этой отрасли, как ни в какой другой, наиболее заметен разрыв между развитыми и только развивающимися странами. Причем, с течением времени важность машиностроения для отдельно взятого государства не меняется.

«При незначительных объемах производства, например, оборудования, страна автоматически попадает в зависимое положении от экспортеров такой продукции».

Однако, когда-то все было по-другому.

Первые, с позволения сказать, машины производились в буквальном смысле руками человека. По своему назначению они были бытовыми: ручные мельницы, гончарные круги, ткацкие станки и др.. Из военной техники – стрелометные, пробивные машины. Ремесленники в основном работали с древесиной, керамикой, тросами, учились сочетать все это с металлом.

Ручная мельница, ткацкий станок, стрелометная машина

Путь машиностроения от ручного труда до создания цехов, заводов и корпораций – это сотни насыщенных событиями лет (на целую книгу хватит!). Современное же машиностроение – наукоёмкая и технологичная отрасль, которая охватывает огромный ассортимент различной продукции.

Исходя из типа этой продукции всю сферу можно разделить на подотрасли:

  • Общее машиностроение (транспорт, с/х машины, технологическое оборудование, оборонное производство и пр.)
  • Тяжелое машиностроение (металлургическое, горно-шахтное оборудование и пр.)
  • Среднее машиностроение (автомобили, тракторы, роботы, оборудование для легкой промышленности)
  • Точное машиностроение (электроника, приборостроение и др.)

Сегодня в топ-5 машиностроительной отрасли входят Китай, США, Германия, Япония, Италия.

«В 2018 году эти страны делили между собой 72% (!) мирового рынка машин и оборудования. Неудивительно, ведь здесь находятся такие промышленные гиганты как General Electric и Toyota Motors».

А что в России?

Началом развития машиностроения в России можно считать открытие в 1804 году завода (завод Берда) по выпуску паровых двигателей в Санкт-Петербурге. Позже это же предприятие выпускало еще и железнодорожное оборудование и пароходы.

Именно здесь построили первый русский пароход «Елизавета». Спущен на воду он был в 1815 году, каждый день плавал по Неве и попасть на него мог каждый горожанин.

Пароход «Елизавета»

К середине XIX века в Российской империи четко обозначились главные центры машиностроения – Петербург и Прибалтика. В конце столетия на эти территории приходилось около 80% продукции отрасли.

Наиболее стремительно развивались транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Первое – потому что как раз в этот период в стране активно строили железные дороги. Производство паровозов с 1865 по 1904 годы увеличилось в 90 (!) раз, товарных вагонов – в 110.

А в области сельскохозяйственного машиностроения производились почти все разновидности техники и орудий.

Макет первого паровоза Черепановых, Новосибирский музей железнодорожной техники

Мощный толчок для развития получила и сфера станкостроения. В 1870 году заработал завод братьев Бромлей, который выпускал металло- и деревообрабатывающие станки.

Общество механических заводов братьев Бромлей

А к концу XIX века получилось освоить поточно-массовое производство, новые материалы и спецоборудование. А для крупносерийного производства постепенно постепенно стали использовать полуавтоматические и автоматические металлообрабатывающие станки.

«Военное машиностроение - отдельная история. Предприятия, которые производили вооружение, как правило были (и остаются) оснащены лучше других. И в этом направлении составляли достойную конкуренцию странам Запада».

Так, например в начале XX века русские броненосные корабли уже снабжались 305-миллиметровыми дальнобойными орудиями.

Однако впереди Россию ждали две масштабные войны. Испытания показали - потенциала недостаточно. В Первую мировую страна оказалась не готова обеспечить армию собственными силами (машиностроение все еще было зависимо от импорта продукции капиталистических стран).Например, при потребности армии в 150 млн. патронов в месяц заводы могли произвести лишь 50 млн.

На ошибках учатся

Накануне Великой Отечественной войны (и уже в эпоху СССР) доля машиностроительного производства составляла 61%! от всей промышленности. Для сравнения в 1913 году этот показатель был в два раза ниже.

С первых дней военных действий большая часть машиностроительных предприятий перешла на производства продукции для нужд фронта. В приоритете - танки (чего стоит один только Т-34!), минометы, снаряды, авиабомбы и др.. Основная часть военной продукции была выпущена в восточных районах СССР, в том числе на эвакуированных заводах. Так, на Урале буквально за два года выпуск военной продукции увеличился в 5 раз, а к 1943у – уже в 6!

Советский период в машиностроении (как и в других отраслях) стал мощным толчком для его развития на долгие десятилетия. Этому способствовали политика индустриализации, растущие объемы капитального строительства, которому требовалось все больше и больше машин и оборудования. Десятки тысяч людей получали рабочие места.

«В эпоху СССР открылись крупнейшие предприятия: Московский и Волжский автозаводы, Челябинский тракторный завод, Уралмаш и др.. Большинство из них действует и сегодня на территории России».

"Москвич", трактор на Челябинском тракторном заводе, "Жигули"

Лихие 90е и «эпоха возрождения».

Они, конечно, подпортили машиностроительную картину. Да и не только ее. Производства буквально разбросало по странам, связь с предприятиями бывших стран-участниц СССР была утеряна. Резко снизилось государственное финансирование, что тут же влекло за собой резкий спад производства.

И лишь через 10 лет отрасль начала возрождаться. Вплоть до кризиса 2008-2009 гг. машиностроение демонстрировало высокие темпы роста. Крупные предприятия объединялись в холдинги: например, «Алмаз-Антей», «Трансмашхолдинг».Такая кооперация способствовала созданию конкурентноспособной продукции.

В 2007м г. для содействия производству и разработке новейшей высокотехнологичной продукции (как военной, так и гражданской) появилась госкорпорация «Ростех». Сегодня в ее состав входит более 700 предприятий.

За первое десятилетие нового века валовая добавленная стоимость в машиностроении выросла до 1,35 трлн. рублей.

«Сегодня машиностроение России – это более 20 тысяч предприятий, абсолютное большинство которых находится в европейской части страны. Выручка отрасли в 2018 году составила 15 млрд. евро».

Ведущие предприятия в тяжелом машиностроении – АО «Анжерский машиностроительный завод», «Тяжмаш», транспортном машиностроении- «Уралвагонзавод», АВТОВАЗ, точном машиностроении- предприятия «Росэлектроники».

Авиационное машиностроение

Все активы отечественного авиастроения сосредоточены в двух крупных структурах - Объединенная авиастроительная корпорация и Оборонпром. В первую включены крупные самолётостроительные предприятия - например, ПАО «Компания «Сухой» и ПАО «Туполев». Во вторую - АО «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и др.

На российских авиазаводах разрабатывают и выпускают истребители, бомбардировщики, пассажирские самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты.

Значительная часть авиационной продукции идет на экспорт. Так, в 2021 году планируется, что стоимость экспортированной техники будет составлять 471 млрд. руб.

«В планах на текущий год, несмотря на пандемию, увеличить число выпускаемых гражданских самолетов в сравнении с 2021 почти в 2 раза – до 22 машин, а вертолетов – до 91».

Кроме отлично зарекомендовавших себя машин (тяжелый истребитель Су-30, самолет-амфибия «Корвет»), специалисты отрасли каждый год представляют новые разработки уникальных аппаратов и машин.

Например, сейчас проходят испытания транспортный Ил-112В, пассажирский МС-21, беспилотник С-70 «Охотник».

Ил -112В, МС-21, "Охотник"

Станкостроение

Особенность развития станкостроения в современной России – это стремление сплотить активы на уровне регионов и организаций. Самый яркий пример такой интеграции – компания «СТАН». В ее состав входят такие производства, как НПО «Станкостроение», АО «Станкотех», ООО «Рязанский Станкозавод» и др.. Более половины выпускаемого в России оборудования для металлообработки приходится на долю СТАНа.

Продукты станкостроения – это оборудование для метало- и деревообработки, литья пластмасс, формовки, фасовки и др. Сюда же относится выпуск систем управления станками и технологической оснастки.

Станок с ЧПУ, станок термической резки, аппарат вертикального сверления

Объем российского рынка станкостроения сегодня оценивают примерно в 2 млрд. долларов. Самым высоким спросом пользуется высокоточное оборудование – шлифовальные станки, тяжелые прессы и др.

Разработка новых моделей оборудования - не единственное приоритетное направление в сфере.

«В последние годы активно ведется работа над внедрением решений для «умного цеха». Это системы аналитики на базе ИИ, Big data, цифровые двойники и т.д.».

Так, в 2021 году на одной из специализированных выставок была презентована цифровая платформа «СтAR». Она «подсказывает» инженерам, какие поломки случились в системе и как их устранить. К ней прилагаются очки виртуальной реальности, используя которые клиент сам может заниматься обслуживанием своих станков и оборудования. В будущем это приведет к приличной экономии (около 34%) на ремонте и технических работах.

Станок производства СТАН

Сельскохозяйственное машиностроение

Отвечает за оснащение сельскохозяйственного производства. Основная продукция – комбайны, тракторы, сельхозагрегаты (культиваторы, сеялки и др.).

На протяжении последних лет, сельскохозяйственное машиностроение показывает одни из лучших результатов из всей сферы. Даже непростой 2020й не подорвал покупательскую способность и спрос со стороны аграриев. Урожай актуален всегда.

Отечественная сельхозтехника занимает 58% внутреннего рынка России. В 2020 году в денежном эквиваленте объем производства составил 149 млрд. рублей, экспорт сельхозтехники в прошлом году – 15, 9 млрд. рублей. Число выпущенных комбайнов – 5410, тракторов (в том числе для лесного хозяйства) - 7056.

Крупнейшие производители – «Ростсельмаш» (более половины всего отечественного рынка техники) и концерн «Тракторные заводы».

Новые трактора RSM 1370 и RSM 3000 DeltaTrack, представленные «Ростсельмаш» в 2020 году

«По прогнозам специалистов, впереди сельскохозяйственное машиностроение ждет стабильный спрос на продукцию. Это связано с активным развитием инноваций в аграрном секторе».

Например, глубокая переработка зерна, культивирование технической конопли.
Эти сферы – важная и лишь небольшая часть гигантской отрасли машиностроения. Несомненно, работают и развиваются судостроение, автомобилестроение, оборонную промышленность… Прогрессу способствует господдержка, частные инвестиции. Но ничего бы не было, если бы не было человека. От простого рабочего до талантливого инженера, десятки тысяч людей трудятся на благо отрасли машиностроения.
Во всех смыслах САМОЙ!
Используйте возможности CADPROEKT.RU
для своего бизнеса
Разместить проект Стать Исполнителем