"Вагончик тронется..."

Речь не только о доставке грузов, но и, непосредственно, о товарной ценности именно продукции вагоностроения.

Между тем, отрасль эта относительно молодая. В масштабах истории в России вагоностроение появилось не так давно – в середине XIX века. А уже в наше время производственные мощности по выпуску только магистральных грузовых вагонов в стране по итогам 2019 года составляет 79,6 тысяч единиц. В 2020м на фоне вызванного пандемией COVID-19 мирового кризиса, эти показатели снизились. Вместе с тем крупные предприятия намерены не только вернуть себе былые позиции, но и продолжать совершенствовать модельный ряд.

Среди лидеров отечественного производства – НПК «Объединенная вагонная компания» (чистая прибыль в 2019 г. – 3,1 млрд. руб.), и НПК «Уралвагонзавод» (чистая прибыль в 2019г. – 2,9 млрд. руб.). Также эти предприятия входят в пятерку крупнейших мировых производителей вагонов.

Выпускаемые предприятиями вагоны предназначены преимущественно для магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, т.к. бОльшая часть грузоперевозок по стране и за ее пределами происходит именно по железной дороге.

А чтобы эти перевозки были более рентабельными, нужно совершенствовать вагоны. В первую очередь – увеличивать их грузоподъемность! Над этим и трудятся команды инженеров и конструкторов, рассчитывая, испытывая и внедряя новые разработки в вагоностроение.

Часто крупные предприятия по выпуску грузового подвижного состава обращаются к сторонним организациям за помощью в создании новых видов продукции или для внедрения в серийное производство уже разработанных товаров.

Эксперт CADPROEKT.RU Сергей Степанов не понаслышке знает нюансы проектирования в вагоностроении: с командой специалистов он участвовал в разработке инновационного вагона с новыми требованиями к тормозной системе.

cadproek_blog

– Сейчас основная тенденция в новых разработках в этой сфере – увеличение грузоподъемности вагона и ресурса эксплуатации до первого планового ремонта. Основным «двигателем» этого процесса является внедрение новых грузовых тележек с увеличенным пробегом и увеличенной допустимой нагрузкой на ось до 25-27 тонн. Для сравнения прежний показатель составляет 23,5 тонны.

Это нововведение отражается и на усовершенствовании остальных систем вагона, которые обеспечивают безопасность движения. Например, тормозная система.

Когда вес вагона и скорость движения увеличиваются, то изменения нужно вносить и в устройство тормозов.

«Сколько развивался железнодорожный транспорт, столько и совершенствовали схемы реализации тормозных систем. Опирались при этом, конечно, на условия эксплуатации».

– На сегодняшний день при разработке новых моделей вагонов с улучшенными характеристиками предпочтение отдается схеме с раздельным торможением. То есть в этом случае применяются 2 тормозных пневмоцилиндра, каждый из которых отвечает за торможение одной тележки. При такой схеме реализуется более гибкая, эффективная и надежная конструкцию, без применения сложной рычажной системы.

Варианты схемы потележечного торможения

Когда проектируешь новую тормозную системы для вагона, важно соблюсти баланс, чтобы торможение было эффективным как для пустого вагона, так и для груженного:

  • для пустого – обеспечить оптимальную силу нажатия тормозных колодок на колеса с исключением полной блокировки колеса;
  • для груженного – соблюсти условие безъюзового торможения вагона на конкретной дистанции тормозного пути.

Рассмотрим такой случай.

Разработан новый грузовой вагон с увеличенной грузоподъемностью. Чтобы эту характеристику улучшить, нужно уменьшить вес тары вагона.

– Так получилось, что при полной загрузке вагона тормозная система обеспечивала требования при торможении. А вот для порожнего вагона была большая вероятность движения его юзом, т.к. тара стала значительно легче по сравнению с прежними конструкциями.

«Юз образуется в случае полной блокировки колеса при торможении и колеса скользят по рельсам, что повреждает рельсовый путь и колесную пару»

То есть для нового вагона необходимо выбрать правильную реализацию эффективности тормозной системы во всех режимах.

Специально под новые требования было разработано новое поколение тормозного оборудования, которое рекомендуется к применению. Это:

  • новые пневмоцилиндры
  • воздухораспределители
  • регуляторы тормозных рычажных передач
  • авторежимы

blog_150203

Регулятор тормозных рычажных передач (РТРП), авторежим, пневмоцилиндр, воздухораспределитель

Большую роль в эффективности торможения играет применение новых авторежимов с повышенной чувствительностью. Авторежим определяет степень загруженности вагона и сам регулирует давление в пневмоцилиндрах. Те, в свою очередь, развивают правильное усилие прижатие колодок.

Благодаря применению новой линейки тормозного оборудования, а также реализации схемы потележечного торможения, получилось вывести на рынок новый инновационный вагона. Это значительно повысило конкурентоспособность предприятия на рынке железнодорожного транспорта.

Используйте возможности CADPROEKT.RU
для своего бизнеса
Разместить проект Стать Исполнителем