МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ: ПУТЬ ОТ РУЧНОГО ТРУДА ДО… НЕБЕС.
35% стоимости мировой промышленной продукции. Столько приходится на машиностроение.
Это одна из самых трудоемких и наукоемких сфер деятельности человека. Кстати, в машиностроении трудятся более 80 млн. человек по всему миру. Ни одна другая сфера с таким показателем не сравнится. И вот еще несколько фактов о машиностроении:
- самый сложный отраслевой состав - более 300 направлений, которые постоянно развиваются
- самый большой спрос на продукцию
- самый широкий ассортимент продукции
Одним словом - САМЫЙ! Все это про машиностроение.
Традиционно, последнее воскресенье сентября - праздник для тех, кто занят в машиностроительной отрасли.
Страну встречают по… машиностроению!
Именно так! Развитие машиностроения во многом определяет уровень развития государства. В этой отрасли, как ни в какой другой, наиболее заметен разрыв между развитыми и только развивающимися странами. Причем, с течением времени важность машиностроения для отдельно взятого государства не меняется.
«При незначительных объемах производства, например, оборудования, страна автоматически попадает в зависимое положении от экспортеров такой продукции».
Однако, когда-то все было по-другому.
Первые, с позволения сказать, машины производились в буквальном смысле руками человека. По своему назначению они были бытовыми: ручные мельницы, гончарные круги, ткацкие станки и др.. Из военной техники – стрелометные, пробивные машины. Ремесленники в основном работали с древесиной, керамикой, тросами, учились сочетать все это с металлом.
Ручная мельница, ткацкий станок, стрелометная машина
Путь машиностроения от ручного труда до создания цехов, заводов и корпораций – это сотни насыщенных событиями лет (на целую книгу хватит!). Современное же машиностроение – наукоёмкая и технологичная отрасль, которая охватывает огромный ассортимент различной продукции.
Исходя из типа этой продукции всю сферу можно разделить на подотрасли:
- Общее машиностроение (транспорт, с/х машины, технологическое оборудование, оборонное производство и пр.)
- Тяжелое машиностроение (металлургическое, горно-шахтное оборудование и пр.)
- Среднее машиностроение (автомобили, тракторы, роботы, оборудование для легкой промышленности)
- Точное машиностроение (электроника, приборостроение и др.)
Сегодня в топ-5 машиностроительной отрасли входят Китай, США, Германия, Япония, Италия.
«В 2018 году эти страны делили между собой 72% (!) мирового рынка машин и оборудования. Неудивительно, ведь здесь находятся такие промышленные гиганты как General Electric и Toyota Motors».
А что в России?
Началом развития машиностроения в России можно считать открытие в 1804 году завода (завод Берда) по выпуску паровых двигателей в Санкт-Петербурге. Позже это же предприятие выпускало еще и железнодорожное оборудование и пароходы.
Именно здесь построили первый русский пароход «Елизавета». Спущен на воду он был в 1815 году, каждый день плавал по Неве и попасть на него мог каждый горожанин.
Пароход «Елизавета»
К середине XIX века в Российской империи четко обозначились главные центры машиностроения – Петербург и Прибалтика. В конце столетия на эти территории приходилось около 80% продукции отрасли.
Наиболее стремительно развивались транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Первое – потому что как раз в этот период в стране активно строили железные дороги. Производство паровозов с 1865 по 1904 годы увеличилось в 90 (!) раз, товарных вагонов – в 110.
А в области сельскохозяйственного машиностроения производились почти все разновидности техники и орудий.
Макет первого паровоза Черепановых, Новосибирский музей железнодорожной техники
Мощный толчок для развития получила и сфера станкостроения. В 1870 году заработал завод братьев Бромлей, который выпускал металло- и деревообрабатывающие станки.
Общество механических заводов братьев Бромлей
А к концу XIX века получилось освоить поточно-массовое производство, новые материалы и спецоборудование. А для крупносерийного производства постепенно постепенно стали использовать полуавтоматические и автоматические металлообрабатывающие станки.
«Военное машиностроение - отдельная история. Предприятия, которые производили вооружение, как правило были (и остаются) оснащены лучше других. И в этом направлении составляли достойную конкуренцию странам Запада».
Так, например в начале XX века русские броненосные корабли уже снабжались 305-миллиметровыми дальнобойными орудиями.
Однако впереди Россию ждали две масштабные войны. Испытания показали - потенциала недостаточно. В Первую мировую страна оказалась не готова обеспечить армию собственными силами (машиностроение все еще было зависимо от импорта продукции капиталистических стран).Например, при потребности армии в 150 млн. патронов в месяц заводы могли произвести лишь 50 млн.
На ошибках учатся
Накануне Великой Отечественной войны (и уже в эпоху СССР) доля машиностроительного производства составляла 61%! от всей промышленности. Для сравнения в 1913 году этот показатель был в два раза ниже.
С первых дней военных действий большая часть машиностроительных предприятий перешла на производства продукции для нужд фронта. В приоритете - танки (чего стоит один только Т-34!), минометы, снаряды, авиабомбы и др.. Основная часть военной продукции была выпущена в восточных районах СССР, в том числе на эвакуированных заводах. Так, на Урале буквально за два года выпуск военной продукции увеличился в 5 раз, а к 1943у – уже в 6!
Советский период в машиностроении (как и в других отраслях) стал мощным толчком для его развития на долгие десятилетия. Этому способствовали политика индустриализации, растущие объемы капитального строительства, которому требовалось все больше и больше машин и оборудования. Десятки тысяч людей получали рабочие места.
«В эпоху СССР открылись крупнейшие предприятия: Московский и Волжский автозаводы, Челябинский тракторный завод, Уралмаш и др.. Большинство из них действует и сегодня на территории России».
"Москвич", трактор на Челябинском тракторном заводе, "Жигули"
Лихие 90е и «эпоха возрождения».
Они, конечно, подпортили машиностроительную картину. Да и не только ее. Производства буквально разбросало по странам, связь с предприятиями бывших стран-участниц СССР была утеряна. Резко снизилось государственное финансирование, что тут же влекло за собой резкий спад производства.
И лишь через 10 лет отрасль начала возрождаться. Вплоть до кризиса 2008-2009 гг. машиностроение демонстрировало высокие темпы роста. Крупные предприятия объединялись в холдинги: например, «Алмаз-Антей», «Трансмашхолдинг».Такая кооперация способствовала созданию конкурентноспособной продукции.
В 2007м г. для содействия производству и разработке новейшей высокотехнологичной продукции (как военной, так и гражданской) появилась госкорпорация «Ростех». Сегодня в ее состав входит более 700 предприятий.
За первое десятилетие нового века валовая добавленная стоимость в машиностроении выросла до 1,35 трлн. рублей.
«Сегодня машиностроение России – это более 20 тысяч предприятий, абсолютное большинство которых находится в европейской части страны. Выручка отрасли в 2018 году составила 15 млрд. евро».
Ведущие предприятия в тяжелом машиностроении – АО «Анжерский машиностроительный завод», «Тяжмаш», транспортном машиностроении- «Уралвагонзавод», АВТОВАЗ, точном машиностроении- предприятия «Росэлектроники».
Авиационное машиностроение
Все активы отечественного авиастроения сосредоточены в двух крупных структурах - Объединенная авиастроительная корпорация и Оборонпром. В первую включены крупные самолётостроительные предприятия - например, ПАО «Компания «Сухой» и ПАО «Туполев». Во вторую - АО «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и др.
На российских авиазаводах разрабатывают и выпускают истребители, бомбардировщики, пассажирские самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты.
Значительная часть авиационной продукции идет на экспорт. Так, в 2021 году планируется, что стоимость экспортированной техники будет составлять 471 млрд. руб.
«В планах на текущий год, несмотря на пандемию, увеличить число выпускаемых гражданских самолетов в сравнении с 2021 почти в 2 раза – до 22 машин, а вертолетов – до 91».
Кроме отлично зарекомендовавших себя машин (тяжелый истребитель Су-30, самолет-амфибия «Корвет»), специалисты отрасли каждый год представляют новые разработки уникальных аппаратов и машин.
Например, сейчас проходят испытания транспортный Ил-112В, пассажирский МС-21, беспилотник С-70 «Охотник».
Ил -112В, МС-21, "Охотник"
Станкостроение
Особенность развития станкостроения в современной России – это стремление сплотить активы на уровне регионов и организаций. Самый яркий пример такой интеграции – компания «СТАН». В ее состав входят такие производства, как НПО «Станкостроение», АО «Станкотех», ООО «Рязанский Станкозавод» и др.. Более половины выпускаемого в России оборудования для металлообработки приходится на долю СТАНа.
Продукты станкостроения – это оборудование для метало- и деревообработки, литья пластмасс, формовки, фасовки и др. Сюда же относится выпуск систем управления станками и технологической оснастки.
Станок с ЧПУ, станок термической резки, аппарат вертикального сверления
Объем российского рынка станкостроения сегодня оценивают примерно в 2 млрд. долларов. Самым высоким спросом пользуется высокоточное оборудование – шлифовальные станки, тяжелые прессы и др.
Разработка новых моделей оборудования - не единственное приоритетное направление в сфере.
«В последние годы активно ведется работа над внедрением решений для «умного цеха». Это системы аналитики на базе ИИ, Big data, цифровые двойники и т.д.».
Так, в 2021 году на одной из специализированных выставок была презентована цифровая платформа «СтAR». Она «подсказывает» инженерам, какие поломки случились в системе и как их устранить. К ней прилагаются очки виртуальной реальности, используя которые клиент сам может заниматься обслуживанием своих станков и оборудования. В будущем это приведет к приличной экономии (около 34%) на ремонте и технических работах.
Станок производства СТАН
Сельскохозяйственное машиностроение
Отвечает за оснащение сельскохозяйственного производства. Основная продукция – комбайны, тракторы, сельхозагрегаты (культиваторы, сеялки и др.).
На протяжении последних лет, сельскохозяйственное машиностроение показывает одни из лучших результатов из всей сферы. Даже непростой 2020й не подорвал покупательскую способность и спрос со стороны аграриев. Урожай актуален всегда.
Отечественная сельхозтехника занимает 58% внутреннего рынка России. В 2020 году в денежном эквиваленте объем производства составил 149 млрд. рублей, экспорт сельхозтехники в прошлом году – 15, 9 млрд. рублей. Число выпущенных комбайнов – 5410, тракторов (в том числе для лесного хозяйства) - 7056.
Крупнейшие производители – «Ростсельмаш» (более половины всего отечественного рынка техники) и концерн «Тракторные заводы».
Новые трактора RSM 1370 и RSM 3000 DeltaTrack, представленные «Ростсельмаш» в 2020 году
«По прогнозам специалистов, впереди сельскохозяйственное машиностроение ждет стабильный спрос на продукцию. Это связано с активным развитием инноваций в аграрном секторе».