"Ругаемся" с заказчиками правильно.
Как правильно «ругаться» с заказчиком или предотвратить конфликты, и при этом не потерять его как клиента?
Поставить четкие цели на этапах переговоров.
Во время знакомства с заказчиком и его проектом очень важно выделить основные и понятные конечные цели вашего сотрудничества. А также принципы работы: что важнее в достижении цели – личное мнение либо конкретные данные.
Например, вы предложили выполнить проект одним способом, клиент категорически не согласен и настаивает на своем способе. Изучив реальные данные (опрос, исследования, статистика) вы понимаете, что достигнуть поставленной цели способом заказчика не получится.
Если прийти к компромиссу не получается, то на этом этапе еще легко разойтись: так вы не будете тратить время и нервы на бесконечные переделки.
Делиться с заказчиком промежуточными результатами.
Когда вы просто отправляете клиенту результаты работы, он автоматически становится «критиком»: проверяет работу, ищет недостатки и делает поправки.
Специалисту, получившему список правок (не всегда нужных), уже сложно переубедить клиента в устоявшемся мнении.
Поэтому! Высылайте заказчику промежуточные результаты с подробным описанием: зачем и почему вы сделали именно так, на что это повлияет. Грамотная презентация снимет многие вопросы!
Выяснить и оценить реальную проблему.
Любому проектировщику свое творение кажется совершенным. Чем сложнее работа над проектом – тем тяжелее слышать специалисту критику.
-Если клиент внес правки или критикует работу, то вам нужно: вспомнить про цели, задать себе вопрос, может так действительно лучше? Если эта правка никак не влияет на конечный результат и не требует больших временных затрат, то делаем.
-Если считаете, что эта правка здесь не нужна, то выясняем, почему заказчик ее внес. Какие реальные страхи его мучают? Почему он думает, что ваше решение не является оптимальным?
А затем возможны два пути: вы соглашаетесь с проблемой и объясняете, что уже решили ее, объясняете как именно. Если клиент не соглашается, то предлагаете альтернативное решение + объясняете, почему его предложение не поможет достичь цели. Вместе приходите к компромиссу.
Разрыв деловых отношений.
Если заказчик вообще не идет на контакт, утверждая, что прав только он и слушать чужие советы он не намерен, то остается два пути.
Первый. Если предложения заказчика противоречат вашим принципам, то возвращаем деньги и разрываем деловые отношения с клиентом.
Второй. Делаем так, как хочет клиент, доводим проект до оговоренного момента и прощаемся с заказчиком. Нормальных рабочих отношений в вашем тандеме уже не будет, как и хорошего результата задуманного клиентом проекта.