Дню космонавтики посвящается: интересные факты и «космическое» будущее.
12 апреля. Уже 60 лет эта дата особенная в календаре. Советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, который побывал в космосе. И тем самым навсегда стер грань между фантастическими историями о полетах в космос и реальностью.
За первым «космическим» полетом человека без преувеличения с замиранием сердца следил весь мир. Об этом напишут в газетах, покажут по телевизору, снимут кино, издадут книги…Со школьной скамьи каждый знал: 1961 год, 12 апреля, 09:07 по московскому времени, космодром «Байконур», корабль «Восток-1», знаменитое «Поехали!», 108 минут полета, успешное возвращение.
А вот несколько любопытных фактов о первом космическом полете и знаменитом космонавте:
- претендентами на роль первого космонавта кроме Юрия Гагарина, были еще 19 человек. Все они были пилотами истребителей. До финала дошли шестеро;
- Требования к космонавтам: возраст – не старше 30 лет, рост – не выше 170 см, вес – не более 72 кг;
- Знаменитое «Поехали!» принадлежит не Гагарину. По уставу надо было говорить «Экипаж, взлетаю!». Однако летчик-испытатель Марк Галлай, который готовил космонавтов к полету, считал эту фразуформальной и всегда командовал «Поехали!».
- однажды у летчиков спросили, готовы ли они выполнить задание.спросил каждого из летчиков, готовы ли они к выполнению задания. Пятеро ответили: «Готовы!» И лишь Гагарин признался, что у него болит голова, но он все равно готов лететь. Тогда конструктор ракеты Сергей Королев пояснил, что в завтрак летчикам подмешали препарат, который вызывает головную боль. Правду о недомогании сказал только Юрий Гагарин.
- У Гагарина вместо одного было два дублера: основной - Герман Титов, второй – Григорий Нелюбов, он шел к кораблю без скафандра, но также в случае необходимости был готов отправится в полет;
- позывной Гагарина – «Кедр»;
- накануне вылета космонавт оставил своей семье прощальное письмо (на случай провала миссии): «Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе те радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос! Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке».
- за пару минут до старта была обнаружена критическая проблема с герметичностью: дело было в датчике на люке, который не показал нужное значение. За этот мегакороткий отрезок времени инженеры обнаружили поломку (открутив 30 гаек!) и снова заперли люк;
- в космосе Гагарин проводил несложные эксперименты: ел, пил, делал записи карандашом, сообщал о результатах и наблюдениях: «Наблюдаю облака над Землей, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота! Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!»;
- «Я горю, прощайте, товарищи!»- эту фразу произнесГагарин, когда увидел в иллюминаторе яркое пламя. Дело в том, что при спуске корабль вошел в плотные слои атмосферы. «Пожаром» оказалось соприкосновениежаропрочной обшивки космического корабля с атмосферой — обычный рабочий момент, о котором люди еще не знали;
- первая награда Гагарина после легендарного полёта – медаль «За освоение целинных земель». Ее вручили сразу после посадки вертолета, который подобрал космонавта. Впоследствии
- о первом полете человека в космос были подготовлены три текста сообщения ТАСС:для успешной миссии, на случай пропажи космонавта и если произойдет катастрофа. Полет держался в секрете и нигде не анонсировался. Предполетные кадры с Гагариным снимали после его возвращения: он повторил перед камерами все, что делал перед вылетом.
Из-за сбоя в системе торможения аппарат с Гагариным приземлился не в 110 километрах Сталинграда, а в районе сел Смеловка и Подгорное Саратовской области. Освоении целины велось и там. С тех пор вручение этой медали стали традиционным: ей награждают всех космонавтов при посадке;
А еще известно о «предполетных» музыкальных предпочтения Юрия Гагарина: перед вылетом он слушал песни Булата Окуджавы.
Перспективы – «ПРОСТОКОСМОС»!
После такого прорыва Советский Союз еще много раз удивлял мир и был первым в космонавтике. Полет без скафандров, выход Алексея Леонова в открытый космос, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, автоматическая стыковка на орбите, мягкая посадка космического аппарата на Венеру, многомодульная орбитальная станция «Мир», искусственный спутник Луны (Луна-10).
После распада СССР космическая промышленность России впала в кому: две трети расходов отрасли уходили на тот момент на поддержание и достройку МКС и станции «Мир».
Основными причинами такой ситуации стали:
- значительное сокращение финансирования
- потеря кадров высокой классификации
- старение имеющейся базы
- недостаточная загруженность предприятий (всего 30%)
Совокупность этих факторов ожидаемо привела и к снижению количества ракетных запусков. Для сравнения: в СССР в год этот показатель был равен 90-100 пускам, а в России в 1996-1999 годах – менее 30.
Но, невзирая на имеющиеся трудности, в 90-е годы в отрасли было завершено несколько крупных и важных проектов. Например, строительство многомодульной орбитальной станции «Мир». А еще начал свою работу ГЛОНАСС – спутниковая система навигации.
В середине «нулевых» благодаря финансированию со стороны государства положение в космической отрасли значительно улучшилось. Одно из самых значимых событий этого периода – начало работ по созданию первого российского гражданского космодрома «Восточный» в Амурской области в 2007 году. Первый стартовый комплекс объекта достроили в 2016-ом, а в апреле того же года – успешно запустили ракету «Союз-2».
Новый виток в российской космической индустрии начался в 2011 году. Именно тогда новое руководство Роскосмоса выбрало направление активного развития сферы, в частности – работу над крупными и новыми для страны проектами.
Ими стали:
- 2013 год – запуск новой ракеты космического назначения Союз 2.1в;
- 2014 год – запуск новой ракеты космического назначения тяжелого класса Ангара-А5 с космодрома Плесецк. Это дало России независимы доступ в космос в области непилотируемой космонавтики.
- 2016 год – вышеупомянутый запуск ракеты «Союз-2» с космодрома Восточный.
На сегодня Россия – одна из главных космических стран в мире наряду с США и Китаем. Высший орган по управлению – госкорпорация Роскосмос (чистая прибыль за 2020 год – 12 млрд. рублей).
В структуру космической отрасли входит около 100 предприятий (а это 250 тысяч занятых специалистов!). Самое крупное из них – ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва. Эта компания является главным подрядчиком пилотируемых космических полетов и разрабатывает весь спектр ракетной и космической техники: ракеты-носители, пилотируемые космические корабли и орбитальные станции, модули к ним, межпланетные станции, спутники и др. Аппараты Союз-МС и Прогресс – также детище «Энергии».
В число основных «промышленников» также входят: производители ракета-носителей (ЦСКБ-Прогресс; ГКНПЦ им. Хруничева); производители двигателей (НПО Энергомаш, МКБ Факел и др.), разработчики спутников (АО «Российские космические системы», НПО им. Лавочкина и др.).
Среди реализованных проектов:
- самый чувствительный в мире радиотелескоп «Радиоастрон» (разрешение выше, чем у «Хаббла» в тысячу раз!);
- ГЛОНАСС (всего в мире две действующие подобные системы. Вторая – GPS);
- стартовый комплекс «Союз», космодром Куру;
- плавучий космодром «Морской старт» (первый в мире) и многое другое.
Российская космонавтика развивается в соответствии с Федеральной космической программой страны на 2016-2025 годы. За это время отрасль ставит перед собой много важных и интересных задач. Например, создать не менее 5 аппаратов, чтобы исследовать Луну и доставить образцы ее грунта на Землю. Еще в планах космические комплексы, которые позволят контролировать солнечную активность и погоду в космосе, ракетный комплекс тяжелого класса на космодроме «Восточный», минимум 2 космические обсерватории, пилотируемый транспортный корабль нового поколения.
Впереди грандиозные проекты, которые (мы уверены!) будут успешно реализованы.